Космический аппарат ЕКА/НАСА SOHO недавно открыл 1500-ю комету. Таким образом, он на данный момент является чемпионом по кометным открытиям. Это неплохо для аппарата, разработанного для изучения Солнца.

КА SOHO, компьютерная модель

Рекордное открытие SOHO было сделано 25 июня. Большое преимущество аппарата состоит в том, что он расположен между Землёй и Солнцем, и имеет обзор той части неба, которую редко можно увидеть с Земли. Близкие к Солнцу области неба мы можем наблюдать только во время полного солнечного затмения. Изображения ближайших к Солнцу частей неба получают при помощи Широкоугольного и спектрометрического коронографа (LASCO, Large Angle and Spectrometric Coronograph), являющегося одним из 12 инструментов на борту SOHO.

1500-я комета SOHO была открыта 25 июня 2008 года на снимках коронографа LASCO C2

Около 85% комет, открытых SOHO, являются фрагментами большой кометы, распавшейся на части предположительно несколько столетий назад. Эти фрагменты известны как семейство Крейца. В перигелии они проходят на расстоянии около 1,5 млн км от поверхности Солнца.

Во время такой близости большинство фрагментов окончательно разрушаются, испаряясь под действием мощного излучения Солнца прямо на глазах у аппарата.

Пара околосолнечных комет направляется к солнечной короне. Они больше не появятся с другой стороны от Солнца. Комета SOHO-6 с ярким хвостом, заснятая 23 декабря 1996

Сам коронограф LASCO не совершает открытий комет. Этим занимается группа любителей, которая анализирует снимки, выложенные общедоступно в Интернет. Энтузиасты со всего мира рассматривают каждый снимок в поисках крошечного движущегося пятнышка, которое может оказаться кометой. Когда кто-то посчитает, что обнаружил комету, он отправляет свои результаты Карлу Баттамсу (Военно-морская исследовательская лаборатория США), который проверяет все сообщённые объекты, прежде чем отправить информацию в Центр малых планет, где для комет вычислят орбиту и занесут их в каталог.

Такое изобилие кометной информации имеет ценность не только в целях систематизации. “Оно позволяет нам видеть, как кометы умирают”, – говорит Баттамс